О значении термина «квантовый переход» в текстах А.В.Щербакова
Александр Шохов
В этой короткой заметке предпринята попытка решить две задачи:
- показать, что применением А.В.Щербаковым термина «квантовый переход» вполне оправдано и имеет достаточно глубокие научно-философские основания;
- рассмотреть случай неодновременного и разнонаправленного «квантового перехода» различных компонентов таких целостностей как общество, культура, наука, образование, ментальность, экономика и подобных им.
1) Термин «квантовый переход» в текстах А.В.Щербакова
Слово «квантовый» всё шире проникает в гуманитаристику, поскольку концепции, возникшие и возникающие в квантовой механике и в связанных с нею областях научного мышления, всё ещё вызывают живой отклик у самых разноплановых мыслителей. Термин «квантовый скачок» обычно связывают с двумя эффектами, которые многократно наблюдались в мире элементарных частиц.
- Преодоление энергетического барьера элементарными частицами при определённых условиях (то есть возможность для элементарной частицы оказаться за пределами той области пространства, где вероятность её обнаружения максимальна и которая отделена неким энергетическим барьером, для преодоления которого у частицы должно быть достаточно энергии. Простейшей макромировой аналогией является шарик в лунке: чтобы оказаться за пределами лунки, шарик должен обладать энергией, достаточной для подъёма на её край. Но квантовый мир значительно отличается от макромира. Г.А.Гамов впервые получил решения уравнения Шредингера, описывающие возможность преодоления элементарной частицей энергетического барьера даже в случае, когда энергия частицы меньше высоты барьера. То есть в микромире некий аналог нашего шарика в лунке может выбраться из неё, даже обладая энергией, меньшей, чем необходимая для подъёма на край. Это явление назвали «туннелированием».
- Мгновенное изменение квантового состояния частицы — перехода в иное энергетическое состояние, изменение спина и других характеристик без прохождения промежуточных шагов и иногда по причинам, несвязанным с локальными событиями (как в случае квантовой запутанности частиц). Ключевым качеством здесь является возможность «изменения частицы без прохождения промежуточных этапов/шагов», сразу в новое состояние. Это и называют термином «квантовый скачок».
Эти концепции вдохновляют гуманитарных исследователей тем, что они похожи на описание некоего чуда, но при этом отображают явления и процессы, которые действительно происходят в природе и наблюдаются в экспериментах. Это позволяет взглянуть на мир иначе, неклассическим взглядом, и обнаружить в макромире некие аналоги подобных изменений. Например, фазовые переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое тоже происходят за очень короткие промежутки времени: вода постепенно остывает, оставаясь жидкой, но в какой-то момент начинается процесс кристаллизации, и она быстро превращается в лёд. Это, хоть и отдалённо, похоже на квантовый скачок, характерный, например, для атома, когда один из его электронов скачкообразно изменяет свой энергетический уровень. Не исключено, что подобные переходы могут быть характерны для сознания, биологических объектов, для общества, культуры, мировоззрения. Изменения «скачком», без прохождения промежуточных этапов, метафорически олицетворяют новый взгляд на эволюцию сверхсложных систем, сетей, сред и экосистем.
Н.Луман однажды заметил, что «теорию эволюции можно описывать как трансформацию логически неразрешимой проблемы в проблему генезиса» [Луман Н. Эволюция / Пер. с нем. А. Антоновский. Москва: Логос, 2005. 256 с., с.4]. Концепция «квантового перехода» (используемая А.В.Щербаковым и анализируемая в данном тексте) позволяет красиво перевернуть этот тезис, и сказать, что логически неразрешимые проблемы эволюции (в частности, происхождения видов) могут быть объяснены мгновенным изменением, без перебора промежуточных вариантов.
Сама возможность квантовых переходов в микромире, конечно, ещё не означает, что в мире привычной нам повседневности, заполненной макрообъектами, возможны квантовые переходы. Учёные, создавшие квантовую механику, неоднократно говорили о невозможности приложения квантово-механической логики к макрообъектам. В частности, об этом говорил Эрвин Шрёдингер, и изначально именно для иллюстрации этого тезиса им был предложен мысленный эксперимент с котом, вызвавшим столь широкий отклик в гуманитарной научной общественности. В макромире, конечно, логичнее говорить не о квантовых, а о фазовых переходах. Но тогда теряется оттенок смысла, связанный с мгновенным изменением состояния, без движения по промежуточным этапам, шагам, точкам траектории.
В книгах А.В.Щербакова термин «квантовый переход» используется символически и метафорически, в значении, близком к концептам «туннелирования», «квантового скачка» и «фазового перехода», а также с учётом концепта «большого антропологического перехода», предложенного В.Г.Будановым. Андрей Владимирович делает акцент на том, что движение к потенциально возможному будущему состоянию общества, культуры, экономики, системы образования, системы налогообложения может происходить без прохождения промежуточных этапов или при очень быстром их прохождении (что в целом согласуется с синергетическим концептом «режим с обострением»).
А.В.Щербаков осознаёт, что общество, страна, экономика, культура, наука, ментальность представляют собой комплексы сверхсложных систем, сетей, сред и своеобразных экосистемных конфигураций, а потому они не могут вести себя как элементарные частицы. Но они могут двигаться к аттрактивным состояниям в «режиме с обострением», минуя или очень быстро проходя промежуточные этапы. В этом основной пафос его книг, статей и выступлений.
2) Случай неодновременного и разнонаправленного «квантового перехода» различных компонентов таких целостностей как общество, культура, наука, образование, ментальность, экономика и подобных им
Что происходит, если отдельные компоненты сверхсложных целостностей совершают «квантовый переход» (термин А.В.Щербакова), а другие нет? Возникает интересная для исследования ситуация, напоминающая генезис объектов фрактальной геометрии (множество Кантора, ковёр Серпинского, множество Мандельброта и др.).
Нечто похожее мы наблюдаем в человеческом обществе Земного шара сегодня. Часть населения уже живёт в цифровом мире 3D-визуализации, дополненной реальности, криптовалют, — там они зарабатывают деньги на жизнь, там же их тратят, а часть населения продолжает жить в мире реальном, который всё больше срастается с цифровым миром, но всё же не совпадает с ним.
Часть населения Земного шара вовлечена в мировые политические процессы, часть продолжают жить своей повседневной жизнью. Часть людей озабочены решением важных научных проблем, часть — нет, часть людей создают произведения искусства, остальные — нет, часть людей вовлечены в религиозную жизнь, часть ведут светский образ жизни.
Возникает ситуация «квантовых переходов» в разных направлениях, когда разные подмножества людей движутся по совершенно различным траекториям, каждое подмножество устремляется к своему аттрактору, к своей версии будущего.
Можно сказать, что так было всегда, но сегодня число траекторий значительно возросло (как возросла и численность человечества), да и сами траектории начали очень сильно расходиться (отличаться друг от друга).
Любопытно, что именно такое разнонаправленное движение подмножеств компонентов создаёт необходимые и достаточные условия для возникновения сверхкомплексных сетей как способа сборки различных целостностей. Поэтому в Сретенском клубе часто говорят о сетевом обществе будущего, об обществе, представляющем собой сеть сетей, систему сетей, сеть систем и т.п.
Важно отметить, что такой образ развития формирует не точку целевого состояния, а расширяющуюся неоднородную, раздробленную на фрагменты сферу целевых состояний, которая с увеличением радиуса характеризуется уменьшением плотности движущихся внутри неё компонентов, что создаёт возрастающий дефицит концепций, связанных с проблемами развития и сохранения целостности столь разнородных и по-разному фрагментированных объектов, движущихся к разным целевым состояниям (аттракторам). Если же движение происходит в режиме с обострением, то возникает ускоренное расширение сферы и возникает потребность в создании теории среды, которая находится между движущимися фрагментами и осуществляет связь между ними.