Комментарий к публикации уважаемого Юй Чжунниня «Как понять китайско-российские отношения»

Комментарий к публикации уважаемого Юй Чжунниня «Как понять китайско-российские отношения»

Источник комментируемой публикации: https://www.shokhov.com/2023/02/how-to-understand-russian-china-relations/

Александр Шохов, Сретенский клуб

Цитаты из международных документов

«Генеральная ассамблея ООН […] будучи убеждена в том, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является крупным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,

будучи убеждена в том, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,

будучи убеждена поэтому в том, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, несовместима с целями и принципами Устава…»

«Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml

«Статья 1.

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

«Устав ООН» URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text

Текст комментария

Как бы мы ни воспринимали отношения Китая и России, сформировавшиеся в прошлом, в сегодняшних экономико-политических обстоятельствах наши страны являются естественными союзниками, поэтому именно они могут стать главными архитекторами макрорегиона «Большая Евразия».

Противоречивость документов ООН, о которой пишет уважаемый Юй Чжуннин (см. цитаты выше), связанная с уважением:

  • прав и свобод человека независимо от расы, пола, языка и религии,
  • национального суверенитета и территориальной целостности государств
  • права народов на самоопределение,

действительно ставит современных политиков перед непростым вопросом: какой из этих принципов является более приоритетным в каждой конкретной ситуации?

Однако, с философской точки зрения мир полон противоречий, и это не мешает людям жить в нём и пользоваться его благами. Так почему бы принципам, лежащим в основе международных отношений, не отражать эту противоречивость мира?

В базовых документах ООН, цитаты из которых приведены выше, совмещено несколько мировоззренчески важных концептов:

  • гуманизм (ценность человека, его прав и свобод независимо от того, каков пол человека, каковы его религиозные верования, какова его раса и представителем какого этноса, какой культурной и языковой традиции он является);
  • государство (один из фундаментальных институтов развитого общества);
  • суверенитет (как право государств и народов самостоятельно выбирать варианты жизни, определять внешнюю и внутреннюю политику);
  • народ (население, живущее на определённой территории и использующее ресурсы для выживания, благоденствия и размножения);
  • раса (антропологический термин, обозначающий людей, имеющих фенотипические и генотипические сходства друг с другом, но относящих себя к разным народам, государствам, этносам, религиям);
  • этнос (носители некоего языка, культуры, традиций, представители определённой национальности (народности), которая в свою очередь может делиться на тейпы, жузы, племена, роды, семьи и т.п.). Этническая классификация в современном мире всё более размывается, поскольку в браки вступают и рожают детей представители разных этносов;
  • нация (в первую очередь политическая, составленная из представителей разных рас и этносов);
  • религия (в первую очередь имеются в виду мировые религии, но также секты мировых религий и иные религиозные учения, которые менее распространены).

В современном мире крайне мало моноэтнических государств, в каждом государстве живут представители множества рас и этносов, и они считают себя частью одной политической нации. Путаница между терминами «нация», «народ», «национальность», «этнос» иногда приводит к тому, что возникают проекты как бы мононациональных государств, в которых представители других этносов, национальностей, народностей, носители других традиций, другого языка, другой культуры подвергаются гонениям. Примером является бывшая Украина, которая взрастила национализм, переросший в открытый фашизм и в ненависть ко всему русскому, хотя большая часть населения бывшей Украины ранее называли себя русскими. Этим же путём идут многие страны Центральной и Средней Азии, которые пока не понимают, насколько опасен демон национализма, и к каким катастрофам это может привести их государства и народы.

Противоречивость документов ООН связана с необходимостью совместить столь разные концепты в одном документе. Однако, идея этих документов вполне прозрачна и непротиворечива: равноправие людей, народов, этносов, государств, уважение к их правам и интересам, выражающееся в стремлении разрешать противоречия мирным путём, не прибегая к диктату, силе, гегемонии и прочим средствам принуждения.

Это декларация, содержащая в самой себе смысловые границы её применимости. Если чьи-то права попираются, если уважения нет, если государство попадает под внешнее управление других государств и теряет суверенитет, то мирный путь разрешения противоречий становится невозможен.

Уважение и признание равноправия безусловно являются фундаментом любых мирных процессов и своеобразной гарантией того, что некая национальность, некий этнос, некая народность не захотят воспользоваться правом на создание собственного государственного образования. Взаимное уважение позволяет заложить фундамент доверия.

Смогут ли Россия и Китай с равным уважением к правам и интересам всех заинтересованных сторон, начать собирать макрорегион, который условно именуется «Большая Евразия»? Если да, то какие страны будут включены в этот макрорегион? Как будет сконфигурирована карта экономических, политических и военных интересов этого макрорегиона, то есть в какой степени он будет оказывать влияние на страны Африки, Ближнего Востока, Европейских стран?

И главный вопрос: как России и Китаю наработать достаточный капитал взаимного доверия друг к другу, чтобы совместно выстраивать макрорегиональную политику и отношения с другими акторами? На этот вопрос можно и нужно искать совместный ответ.

Сретенский клуб мог бы принять участие в Российско-Китайском форуме «Сборка макрорегиона Большая Евразия на принципах взаимного уважения» с участием интеллектуальных центров России и Китая. Если провести такой форум, то состоится открытый и доверительный диалог о будущем Евразии. Мы предполагаем, что такой форум может послужить постоянно работающей площадкой, на которой будут развиваться проекты взаимодействия не только России и Китая, но и всех стран, заинтересованных в сотрудничестве на фундаменте взаимного уважения.

Tags: , , ,