Смысл (аутопойэтическая аналогия)
Каждый из нас связан с другими людьми сотнями невидимых связей. Это симпатии, антипатии, отношения с коллегами, друзьями, родственниками и т.д. Все эти связи разные по типу, каждая связь имеет свою историю отношений, в свете которой каждое следующее взаимодействие приобретает особый, уникальный смысл.Мы придаем значения этим связям и (через них) друг другу, эти связи делают нас помещенными в контекст, в котором мы лучше понимаем смысл своей жизни и наше значение для окружающих.
Можно провести параллель, что каждый из нас — это слово, связанное с другими словами в текст. Слово, имеющее значение в данном контексте. Слово, привносящее свой вклад в смысл предложения, абзаца и целого текста. А если представить себе этот текст как постоянно изменяющийся, но никогда не превращающийся в бессмыслицу, мы получим достаточно близкую модель социального мира, частью которого мы являемся.
Пусть некий отрывок текста (размером в несколько абзацев) будет для нас моделью некоторой организации, в которой мы работаем. Наше скромное место в этой компании сравнимо с местом одного слова в этих абзацах. Но будучи словом, всего лишь словом, в этом отрывке текста, мы можем не видеть всего отрывка, и можем не до конца понимать, как этот отрывок связан с другими, соседними отрывками текста, и какое значение он имеет в целом тексте (в экономике страны, например). Тем не менее, мы, будучи словом, не являемся случайным элементом, и, исполняя свое предназначение, должны привносить свой вклад в смысл этих нескольких абзацев. Особенно в ситуациях, когда наш отрывок начинает изменяться. Этот процесс самоизменения называют аутопойэзисом, определяя его как «процесс воспроизводства (самопорождения) системой своих компонентов с целью сохранения своей самотождественности».
Я прибегаю к этой аналогии, поскольку работа консультанта при работе с организацией, фактически, сводится к тому, чтобы изменить смысл нескольких абзацев текста, переставляя местами слова, добавляя новые слова, убирая ненужные. Консультант на некоторое время становится как бы автором этого текста. Но при этом текст продолжает изменять и создавать сам себя, ведет себя как аутопойэтическая система. И, фактически, консультант может претендовать разве что на роль соавтора, в задачу которого входит действовать в соответствие с естественными тенденциями аутопойэзиса.
Эту сложную задачу позволяют решить социальные технологии, которые способствуют проявлению естественных трендов развития социальных систем. В результате у консультанта появляется возможность действовать в соответствие с социальной природой системы, а не бороться с нею, пытаясь превратить ее в то, чем она быть не может, и что разрушает ее аутопойэтический танец.
Обратим внимание и еще на один важный нюанс. По определению аутопойэзиса, целью системы является сохранение самотождественности. В этом тезисе намного больше загадочного, чем кажется на первый взгляд.
Рассмотрим два выражения: A=B и A=A, которые послужат нам логической моделью самотождественности. Как можно говорить о том, что A=B, если A и B — это разные символы? В каком смысле они равны? В том, что они означают одно и то же? Тогда почему означающие одно и то же сущности обозначены по-разному? Не делает ли само это обозначение их отличными друг от друга? Очевидно, что в некотором смысле делает. Если мы посмотрим на второе равенство A=A, где приравненные друг другу символы одинаковы, мы также можем усомниться в истинности этого высказывания, резонно спросив: если левая часть равенства тождественна правой, то почему же мы говорим о тождестве двух выражений, а не об одном выражении «A»? Значит, в этих двух тождественных выражениях все-таки скрывается некое отличие, если мы не написали просто «A».
Таким образом, тождественность не является такой уж тривиальной и легко понимаемой формой отношений. Приведенные соображения делают тождество всего лишь «относительной абстракцией«. В каком же смысле система сохраняет тождество в аутопойэтическом изменении, если даже простейшие записи тождественных отношений не являются логически безупречными и могут носить только характер относительных абстракций?
Самотождественность социальных систем можно, используя нашу аналогию с самостоятельно изменяющимся текстом, определить как направление эволюции смысла текста. Самотождественность аутопойэтически изменяющегося текста — это сохранение направления эволюции смысла в процессе изменений. Таким образом, аутопойэтически изменяющаяся система тождественна не самой себе, а сохраняет направление эволюции интегральных качеств и характеристик (смысла всего текста в целом, используя нашу аналогию).
Такое определение тождественности социальных систем позволяет нам помыслить социум как векторное пространство, что открывает интересные возможности для математического моделирования.
© Александр Шохов www.shokhov.com