Экономическая модель города (области) как фундамент стратегии развития

Экономическая модель города (области) как фундамент стратегии развития

Работа над стратегией социально-экономического развития города – это поиск объединяющей горожан идеи будущего. В этой публикации будет рассказано о том, каким образом привязать разнообразные пожелания и намерения, цели и ожидания инициативных групп и активных граждан к единой экономической основе. Мы расскажем о подходах к разработке экономической модели города (области).

Прежде всего необходимо разделять и правильно соотносить экономику города (области) и городской (областной) бюджет. Из чего складывается экономика города (области)? Из тех денежных и материальных потоков, которые

  • входят в город (область),
  • выходят из города (области),
  • идут через город (область) транзитом,
  • перерабатываются, дорабатываются в городе (области).

Перечень этих финансовых потоков – это важнейший документ, лежащий в основе экономической модели. Воспринимать этот перечень лучше не как статичный, а как динамичный. Очень полезно сделать этот перечень для разных лет, чтобы видеть, какие потоки уменьшились, какие возросли, какие исчезли, а какие появились. Динамика этих потоков является важнейшей характеристикой городской (областной) экономики. Кроме того, некоторые потоки взаимосвязаны или зависимы друг от друга, что необходимо учесть, найдя соответствующие статистические зависимости.

С этих потоков финансируются бюджеты: городской, областной, страновой, между которыми существуют межбюджетные отношения в виде трансфертов и субвенций.

Как правило, мэрии городов не озабочены тем, чтобы создавать подобную экономическую модель городской экономики. Это странно, поскольку чтобы управлять развитием экономики, нужно знать, что представляет собой объект управления и какими в принципе могут быть целевые показатели. Управление – это всегда управление развитием, то есть движением объекта управления к некоему целевому состоянию. Вполне возможно, мэрии городов не считают себя субъектами управления городской экономикой, а скорее воспринимают себя в роли «начальника водопада»: они регулярно отчитываются об экономических показателях за период, но не понимают, как они могут повлиять на их изменение. Для них неочевидно, что деятельность мэрии и городского совета может создавать условия для развития экономики или, напротив, уничтожать возможности развития. Впрочем, для многих правительств эта истина так же остаётся непостижимой. Идеология начальника водопада проста: он не влияет на поток воды, но может оценивать сколько её упало. Это псевдоуправленец, не имеющий стратегии, не понимающий смысла своей деятельности, и не озабоченный этим смыслом. Многие мэрии и правительства не являются субъектами управления, они просто делят и перераспределяют ресурсы, сферы влияния, территории, отрасли, создают различные способы олигархического обогащения, тем самым формируя в двадцать первом веке феодальные порядки, когда отдельные территории, отрасли или предприятия отдаются верным вассалам, которые с них «кормятся». Аналогично поступают и с коммунальными предприятиями, подавляющее большинство которых убыточно и работает как насосы, перекачивающие деньги из бюджета в бумажники вассалов и их сеньоров. Между тем, в мире существует множество городов, в которых прибыль коммунальных предприятий формирует значительную долю доходов городского или областного бюджета.

Собирать информацию о денежных и материальных потоках для построения модели экспертам-экономистам обычно приходится из всех доступных источников, в том числе посредством работы с отраслевыми экспертами, опроса фокус-групп, анализа доступной отраслевой статистики и так далее. Любопытно, что разнообразные полезные данные собираются государственными органами, но обычно не используются ими для построения экономических моделей и часто хранятся в таком виде, что их оперативная обработка практически невозможна. В последние десятилетия в моду вошли так называемые ЦОДы (Центры обработки данных), которые не оправдывают своего названия, поскольку данные в них обычно просто хранятся, но не обрабатываются, поскольку отсутствуют заказчики на результаты их обработки. Так проявляется парадокс недоуправляемости, когда фактически никто из персон, принимающих решения, не претендует на то, чтобы понимать объект управления и на то, чтобы стать полноценным субъектом управления.

Материальные и денежные потоки (несмотря на то, что они обычно остаются за рамками мышления городских управленцев), являются для города, для области и для страны источниками налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому государство, областное руководство и мэрия создают свод писаных и неписаных правил, которые накладываются на картину реальных денежных и материальных потоков. Эти правила могут быть такими, что они создают условия для развития экономики города, а могут напротив, мешать развитию. Во многих странах используется термин «анализ регуляторного воздействия» (АРВ), в процессе которого удаётся промоделировать будущее воздействие того или иного предлагаемого закона, правила, решения на денежные и материальные потоки и понять, к каким последствиям для экономики оно может привести в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В постсоветских странах АРВ в последние годы тоже делаются, но часто из-за отсутствия экономических моделей, этот анализ представляет собой не подкреплённые расчётами оценки, мнения и описания, что в значительной мере делает этот анализ неаргументированным.

Бизнесмены каждого города, каждой области закупают и поставляют продукцию, заключая сделки не только с городскими предприятиями, но и с предприятиями, расположенными внутри страны, а также за рубежом. Это позволяет построить картину экономических связей городской экономики с экономикой страны и мира. Эти связи, если начать их развивать и укреплять, могут создать новые возможности, когда географически разделённые регионы и территории начинают объединять свои производственные мощности в единые цепочки передела сырья и производства продукции с добавленной стоимостью. Тем самым формируются связанные друг с другом регионы (города, области), постепенно превращающиеся в единую экономическую систему. Такой взгляд на межтерриториальные экономические связи позволяет на совершенно ином уровне строить диалог субъектов, управляющих экономиками этих территорий (если такие субъекты перестают быть «начальниками водопадов»).

Благодаря учёту в экономической модели перечисленных контекстов возникает общая картина, показывающая как денежные и материальные потоки, протекающие через город (область), связаны с экономикой родной страны и с экономиками других стран, какова доля каждого из этих потоков в общем потоке, какие из потоков могут быть увеличены и насколько, какие будут уменьшаться и почему. Благодаря этому появляется возможность вычислить потенциально возможное целевое состояние городской экономики (разное в разных сценариях) и определить этапы движения к этим целевым состояниям, а также сформулировать решения или правила, которые могут «переключать сценарии». Благодаря экономическому моделированию управление развитием экономик может стать более эффективным.

То или иное распределение расходов городского, областного и странового бюджетов может способствовать развитию экономики города (области), а может мешать ему или быть нейтральным. В случае если силы, влияющие на распределение бюджета, придерживаются принципа равновесия Нэша, и стараются учитывать не только интересы отдельных олигархических групп, но и интересы общества, экологические нормативы, культурные особенности города (области), экономическая модель поможет оценить последствия тех или иных решений и найти вариант, который ближе к идеальному в каждой конкретной ситуации.

Непонимание необходимости экономической модели города и анализа регуляторного воздействия приводят к неуправляемости и хаосу, который создаёт многочисленные препятствия для социально-экономического развития города (области) и порождает стратегические документы, не подкреплённые экономическим моделированием, а потому сразу получающие статусы «сделано для галочки» или «бесполезная стратегия». Между тем только в экономической модели (в которой связаны друг с другом все показатели) можно рассчитать целевые показатели для разных горизонтов планирования (например 50 лет, 25 лет, 10 лет, 5 лет, 1 год). Более того, внесение в экономическую модель достигнутых показателей будет наглядно демонстрировать общественности, контролирующей власть, насколько город (область) приблизился к целям, а насколько отдалился от них. Соответственно, экономическая модель, с одной стороны являясь инструментом поддержки управленческих решений, с другой стороны может стать инструментом контроля власти со стороны общественности и предложить язык, на котором власть будет отчитываться перед обществом о результатах управленческой деятельности.

Экономическое моделирование делает неуместными некоторые подходы начальников водопада, которые можно выразить следующими тезисами:

  • «мы не можем ничего планировать, у нас не плановая экономика»,
  • «мы не влияем на развитие экономики, поскольку мы не можем указывать бизнесу, что делать»,
  • «мы не формулируем цели развития экономики, общества, культуры»,
  • «наш главный принцип: чего удалось достичь, то и было нашей целью»,
  • «мы решаем конкретные вопросы, а абстрактные стратегии не для нас»,
  • «мы крепкие хозяйственники, поэтому делаем что можем»,
  • «кадры решают всё: наша задача расставить своих людей на ключевые позиции, а они пусть управляют, как считают нужным»,
  • «нам нужно больше финансирования, поскольку у нас дефицит бюджета»

и прочие подобные высказывания.

Выводы:

  1. Для проектирования стратегии развития города (области) необходимо опираться на экономическую модель города (области), с помощью которой возможно моделирование различных вариантов развития городской (областной) экономики и определение удельного веса всех составляющих экономику денежных и материальных потоков.
  2. Для построения экономической модели необходимо привлекать экспертов, способных не только делать экономические расчёты, но и осуществлять поиск данных для модели с помощью социологических методов, разумных предположений, работы с экспертными группами.
  3. Проектирование бюджетов всех уровней должно быть тесно связано с процессом экономического моделирования и с достижением стратегически важных показателей социально-экономического развития. Каждая городская стратегия должна содержать несколько десятков показателей, за достижение которых отвечают созданные в городе (области) управления, и которые увязаны друг с другом в экономической модели.
  4. С помощью экономической модели оказывается возможным анализировать и прогнозировать результаты тех или иных властных решений, что в свою очередь превращает экономическую модель в инструмент поддержки управленческих решений.
  5. Каждая общественная инициатива может быть обсчитана в экономической модели.
  6. Каждый квартал в экономическую модель могут вноситься новые данные, и в результате будет ясно, по каким показателям город (область) приближается к стратегическим целям (показателям), а по каким отдаляется от них. В свою очередь это позволит принимать правильные кадровые решения.
  7. В условиях, когда построена экономическая модель, крайне сложно сохранять убыточными коммунальные предприятия: все они должны будут стать прибыльными или их руководители будут своевременно отстранены.
  8. Экономическая модель может стать своеобразной основой и инструментом контроля эффективности городской (областной) власти со стороны общества.

© Александр Шохов

Source of Image https://courses.lumenlearning.com/boundless-economics/

Tags: , ,